Что-то кончится, что-то начнется. А. Сапковский
литведПонятие стопы. Основные размеры русского стихосложения (12)
Стихосложение (иначе версификация) употребляется в двух значениях:
1. учение о принципах стихотворной организации речи, т.е. стиховедение;
2. в более точном смысле, конкретный комплекс особенностей организации стихотворной речи, элементов, лежащих в основе конкретной стихотворной системы.
Стопа́ (букв перевод др.-греч. pus или лат. pes — нога, стопа, ступня; ступень; степень) — это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определенном порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).
Cтихотворный размер — правило чередования безударных и ударных слогов в стихе. По традиции, пришедшей из античной поэтики, размер принято определять как последовательность нескольких стоп, одинаковых или различных. Например, приведенное выше стихотворение Ломоносова написано четырехстопным ямбом, то есть имеет следующую метрическую структуру:
__ _́_ • __ _́_ • __ _́_ • __ _́_
где __ — безударный слог, а _́_ — ударный слог.
Однодольный размер
Брахиколон — однодольный размер, при котором в каждой стопе содержится слово, состоящее только из одного слога. Стоп в строке может быть одна, две (как в примере), три или четыре.
Свет, тень.
Ночь, день.
Звук: шаг.
То -- маг.
Тацу Такамаро, «Regeneration»
Двудольные размеры
Хорей — двудольный размер, с ударением на первом слоге в стопе, то есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги. Пример четырехстопного хорея:
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет _́_ __ • _́_ __ • _́_ __ • _́_ __
Ви́хри сне́жные крутя́; _́_ __ • _́_ __ • __ __ • _́_
А. С. Пушкин, «Зимний вечер»
Ямб — двудольный размер, с ударением на последнем слоге в стопе, то есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги. Пример пятистопного ямба:
Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать, __ _́_ • __ __ • __ _́_ • __ _́_ • __ _́_
Но, ка́жется, нам не́ за кем смотре́ть __ _́_ • __ __ • __ _́_ • __ __ • __ _́_
А. С. Пушкин, «Борис Годунов»
Трехдольные размеры
Дактиль — трехдольный размер, с ударением на первом слоге в стопе, то есть в строке ударными являются первый, четвертый, седьмой и т. д. слоги. Пример четырехстопного дактиля:
Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ный, _́_ __ __ • _́_ __ __ • _́_ __ __ • _́_ __
Во́здух уста́лые си́лы бодри́т; _́_ __ __ • _́_ __ __ • _́_ __ __ • _́_
Н. А. Некрасов, «Железная дорога»
Амфибрахий — трехдольный размер, с ударением на втором слоге в стопе, то есть в строке ударными являются второй, пятый, восьмой и т. д. слоги. Пример четырехстопного амфибрахия:
Одна́жды в студе́ную зи́мнюю по́ру __ _́_ __ • __ _́_ __ • __ _́_ __ • __ _́_ __
Я и́з лесу вы́шел; был си́льный моро́з __ _́_ __ • __ _́_ __ • __ _́_ __ • __ _́_
Н. А. Некрасов, «Крестьянские дети»
Анапест — трехдольный размер с ударением на третьем слоге в стопе, то есть в строке ударными являются третий, шестой, девятый и т. д. слоги. Пример трехстопного анапеста:
Я тебе́ ничего́ не скажу́, __ __ _́_ • __ __ _́_ • __ __ _́_
Я тебя́ не встрево́жу ничу́ть __ __ _́_ • __ __ _́_ • __ __ _́_
А. А. Фет, «Я тебе ничего не скажу…»
Логаэд
Все стихотворные размеры, приведенные выше, основаны на последовательности нескольких стоп одного типа. В отличие от них Логаэд — это размер, в строке которого чередуется несколько различных стоп. Например:
Сего́дня дурно́й де́нь: __ _́_ • __ __ _́_ • _́_
Кузне́чиков хо́р спи́т, __ _́_ • __ __ _́_ • _́_
И су́мрачных ска́л се́нь - __ _́_ • __ __ _́_ • _́_
Мрачне́й гробовы́х пли́т. __ _́_ • __ __ _́_ • _́_
О. Мандельштам
Литературный жанр. Эволюция и взаимодействие жанров (13)
ЖАНР - совокупность общих признаков, объединяющих некоторое число произведений:
1. литературный род (эпос, лирика или драма)
2. объем и структура – число персонажей, временные рамки, пространственный охват
3. преобладающая эстетическая тональность, пафос (больше для лирики)
4. характер конфликта (трагический, комический) – больше для драмы
5. тема
6. язык
Генезис – историческое развитие жанра.
Новый конфликт порождает новый жанр (личность и общество – романтическая повесть, роман).
«Память жанра» (Бахтин) – при многочисленных исторических изменениях, но с сохранением жанрообразующих признаков, жанр остается узнаваемым.
Эпос имеет сказовую природу, лирика – песенную и следовательно ритуальную.
Трагедия – первоначально песня с дионисий. Изначально один сюжет – прославление Диониса, затем возникают идеи подстановки. Из этого следует, что изначально жанр прикован к ситуации и нелитературен, а затем происходит его выделение в самостоятельную субстанцию.
Теория малой линии (формалисты): элитарная литература (публичные жанры, общепризнанные произведения, выражающие идеологию эпохи – например: ода, героическая поэма и трагедия классицизма). маргинальная литература формирует иные жанры: дружеская и альбомная поэзия, распространяющаяся по большей части в списках, также пародии на высокие жанры. Затем происходит смена жанровых систем- прежде маргинальная литература становится господствующей (романтизм). Совмещение жанров – признак смены жанровой системы (Деревня Пушкина – идиллия + ода)
ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ
Большие эпические жанры: этопея, роман
Этопея – это героическая поэма. Она возникла в глубокой древности, но впоследствии роман вытеснил ее. Этопеи есть у каждого народа. Классический эпос появляется в дописьменный период.
Античный эпос – универсальная энциклопедия жизни, охватывающая все ее сферы. С возникновением письменности эпос отходит на второй план как устный жанр. Интерес к национальной культуре вернул романтизм. Авторский эпос – «Энеида» Вергилия, заказанная Октавианом (римляне старались создать себе древнюю историю).
Черты эпоса:
7. действия далекого прошлого
8. ключевая роль описываемого исторического события
9. вольное изложение фактов
10. герой бесконфликтен, идеален, в гармонии с обществом, квинтэссенция положительных качеств, универсальность (вплоть до шашлыков Ахилла).
11. объективность, связанная с отдаленностью происходящего
12. принцип детализации, нет разделения на главное и второстепенное
Эпос сменяется романом при формировании индивидуализации. Роман имеет литературное происхождение как порождение письменности. Вымышленная история. роман может использовать внелитературные жанры (письма, путешествия), способен к самопародии (Дон Кихот). Романтизм породил исторический и готический роман, натурализм – роман-исследование на грани с научным. Символистские романы-притчи, порожденные желанием воссоздать целостную картину мира.
Вольтер – «Генриада»
Ломоносов – «Петр Великий»
Харасков – «Россияда»
Все вышеперечисленные произведения написаны по выкройкам древних эпосов.
Общее:
• для эпоса нужен материал, в его роли выступает важное для народа событие;
• герой эпоса – это то лучшее, что есть в обществе, концентрация идеальных национальных черт;
• для эпоса характерна объективность: если герой поступает плохо, то он все равно прав =) ;
• антипсихологизм (термин by Лосев), автор не проникает в мысли героев;
• эпический писатель всегда «тонет» в подробностях, детально предает внешний мир.
Роман появляется в новое время. Появляется внутри литературы! Именно в то время, когда возникает письменность. Роман предназначен для глаз, для чтения.
Роман возникает в период заката культуры. Дитя поздней культуры. Роман, в отличие от эпоса, повествует о личности, которая в чем-то не согласна с обществом. У первых романов в центре любовная история.
Сравн.: Гомер «Илиада» (никто чувств не проявляет!).
Второй источник происхождения романа – циклы новелл.
Закономерно:
От малых форм к большим. Первые романы – новеллы, сращенные между собой наличием общего героя.
Самопародийный жанр.
Пародия на рыцарский роман: «Дон Кихот».
Термин роман.
В античной мире роман называли фабулой. Появился он в средние века, в романских странах. Дословно: большое произведение, написано на «романском» языке (на народном), а не на латыни. Роман был предназначен для масс, он был общедоступен.
Гюэ, «Трактат о возникновении романа». Изначальное предназначение романа: чтение для удовольствия.
Из новых романов: Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль»; Сервантес «Дон Кихот». Сентиментализм дал новый роман: в письмах. Пример: «Опасные связи».
• Романтический роман.
Возникает в эпоху романтизма. Герой всегда обижен, разочарован и все в таком духе… Он создает свой мир и укрывается в нем.
• Авантюрный роман.
Действие переносится из прошлого в современность.
• Натуралистический роман.
Занимательность отсутствует. Пример: «Моби Дик»; Золя – «Деньги», «Творчество», «На-на».
• Психологический роман.
Яркий представитель – Ф.М. Достоевский, XX век.
• Фантастический роман.
Представители: Герберт Уэльс, Жюль Верн, Замятин.
Средние эпические жанры (повесть, хроника)
Особенностью средних эпических жанров является линейность повествования.
Повесть - «средний» жанр эпического рода литературы. По объёму,как правило, меньше романа, но больше рассказа, новеллы. Если в романе центр тяжести лежит в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета, то в повести основная тяжесть переносится нередко на статичные компоненты произведения - положения, душевные состояния, пейзажи, описания и т. п. (напр., «Степь» А. Чехова, «Записки из «Мёртвого дома»» Ф. Достоевского). Разграничить роман и повесть часто бывает достаточно трудно, в западном литературоведении жанр «повесть» не выделяется вовсе (там разделение происходит на две основные категории: «novel» - «роман», и «short story» - «рассказ»).
Хроника - литературный жанр повествовательного или драматического произведения, излагающего исторически достопримечательные события в их временной последовательности, а также повести о частной жизни, использующие приёмы хроникального повествования («Семейная хроника» С. Т. Аксакова).
Сейчас к средним эпическим жанрам относят и дневниковые записи. Дневник стал полноценным художественным жанром.
Малые эпические жанры: басня, очерк, рассказ, новелла
Новелла - малый прозаический жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления - существует точка зрения на новеллу как на разновидность рассказа), но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко пародоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью. Поэтизируя случай, новелла предельно обнажает ядро сюжета, сводит жизненный материал в фокус одного события (напр., ранние рассказы А. Чехова, Н. Гоголя, «Тёмные аллеи» И. Бунина).
Рассказ - малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму текста, прозаическое произведение.
К малым эпическим жанрам относятся рассказ, новелла и очерк.
Новелла (ит. – «новость») относится к новой литературе. Главное ее черта – изощренная сюжетность. Обилие неожиданных поворотов. Пример: новеллы в «Декамероне». Отсутствие психологической разработки характеров, образы протокольны, отсутствие внутреннего монолога, описываемый сюжет экстраординарен. Новелла – динамика, небольшое число лиц. Истоки – в городской культуре Ренессанса, разговорный язык, анекдотический характер. Затем происходит смена жанровой системы, т.е. из маргинальной культуры новелла переходит в господствующую – к ней обращаются образованные Данте, Боккаччо и т.д. Новелла впервые говорит о современности после средневековой литературы, она своего рода вызов отживающей культуре. Разлагаются крупные жанры (рыцарская поэма, роман).
В очерке сюжет уходит на второй план. Очерк – антипод новеллы. Направлен на изучение, исследование характера или предмета. Пример: очерки Мерсье «Картины Парижа» («Аббаты», «Офицеры», «Бульвары»). И наши – Белинский, Григорович, Панаев, Тургенев «Записок охотника». Натуральная школа 40-х стоит у истоков всей романистской традиции.
Рассказ – это нечто среднее между вышеупомянутым. Действие + исследование характеров. До Чехова – необходимое наличие рассказчика, затем – больший упор на психологизм.
ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
изначальная связь с мелодией. Более древняя лирика – хоровая, обрядовая, затем – частная. главным жанрообразующим признаком является чувство. Элегия – воспоминание с оттенком грусти; (средний стиль). ода, гимн, дифирамб – восторг, хвала (высокий стиль); сатира – неприятие, осуждение (низкий стиль); идиллия, буколика – гармония с миром.
ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
стихотворения с событийным рядом наряду с выражением чувств.
крупный – поэма в первоначальном значении (сюжетная)
средний – баллада
малый – романс (на примере Дельвига)
ДРАМАТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
комедия, трагедия, драма
древнейшее происхождение имеет трагедия. комедия возникла позже как пародия на нее. драма как жанр – только с 18 века. традиция дионисий, etc. Катарсис (страдание и страх) – Аристотель. Средневековая мистерия. Возрождение трагедии – Шекспир. Драма – сближение трагедии и комедии, возникает как следствие расширения 3-го сословия во Франции.
Основные системы стихосложения (15)
Системы стихосложения
/ /
квантитативная квалитативная
(метрическая)
В языках с устойчивым ударением применяется Силлабическая система: стихотворения делятся на равные по количеству слогов отрывки.
Тоническая система – одинаковое количество ударений в строфе.
Силлабо-тоника: принцип равного количества ударного при безударном и чередования.
В основе стихотворной речи лежит прежде всего определенный ритмический принцип. Поэтому характеристика конкретного стихосложения состоит прежде всего в определении принципов его ритмической организации, то есть в установлении принципов, строящих стихотворный ритм. С этой точки зрения системы стихосложения распределяются на две основные группы: количественное (квантитативное) стихосложение и качественное (квалитативное) стихосложение.
Ритм речи сам по себе не создает стиха, точно так же как и стих не сводится к собственно ритму. Если, с одной стороны, известная ритмичность вообще присуща речи в силу физиологических причин (вдохи и выдохи, разбивающие речь на более или менее равномерные отрезки), то с другой стороны, четкая ритмическая организация речи возникает напр. в трудовом процессе, в рабочих песнях, фиксирующих и усиливающих ритмичность работы.
Теряя непосредственную связь с трудовым процессом, ритм речи теряет также первоначальное производственное содержание и постепенно приобретает новое, взаимоотносясь с языковыми и музыкальными средствами смысловой выразительности. Стих определяется т.о. не просто ритмической схемой, но взаимодействием ритма и интонации: музыкальной и речевой/смысловой.
В дальнейшем развитии стих освобождается и от музыкальной интонации, от напева, сочетая ритм только со средствами речевой выразительности. Такое удаление стиха от песенности к разговорности вызывается общими социальными условиями, приводящими к развитию индивидуального (позднее письменного) творчества, устраняющими возможность только устного, напевного исполнения художественных произведений, и т. д. Т.о. стих из песенного становится говорным, то есть переходит от музыкально-речевых средств передачи содержания речи к средствам только речевым. Это приводит к существенным изменениям в самих структурных принципах стиха.
Квантитативная (количественная) система стихосложения есть система песенного стиха, при которой ритмические единицы соизмеряются по количеству, долготе «музыкально-совпадающих» элементов. Таково напр. античное или русское народное стихосложение, где в основе ритмической соизмеримости лежит принцип изохронности, временной однородности повторяющихся единиц ритма.
В отличие от квантитативной системы качественные (квалитативные) лишены принципа изохронности и средств музыкальной выразительности вообще. Ритмические единицы здесь соизмеряются по порядку и однородности, в первую очередь по акцентам.
Две стихотворные фразы: 1) «Что́ же ты, лучи́нушка, не я́-а-сно гори́шь» (песенный стих) и 2) «Я ма́ло жи́л, я жи́л в плену́» (говорной стих) отличаются принципиально. В первом случае содержание речи, эмоциональная окраска реализуются не только языковыми средствами, но и музыкальными — изменением тона, растяжением слога и т. п. Во втором случае только речевыми средствами — порядком слов, ударением фразовым, ударением собственно слов.
Очевидно, что квантитативные, то есть музыкально-речевые системы стихосложения более архаичны, чем акцентные, и часто последними заменяются. Так осуществляется переход от античной системы стихосложения к системе средневековья, в которой количественный принцип уступает акцентному. Уже со второй половины IV в. авторы, трактующие системы стихосложения (Диомед, Ars grammatica; Беда Достопочтенный, De metrica arte), противопоставляют классическим «метрам» современные «ритмы» как стихи, ритм которых основан на «гармоническом расположении слов, проверенном судом ушей, не в силу метрической точки зрения [то есть количественной], а под углом зрения счисляемых ударений [то есть акцентов], как это имеет место напр. в песнях простонародных поэтов».
Ритм стиха реализуется только в определенной словесной и интонационно-синтаксической системе. Поэтому рассмотренные выше два основных типа стихосложения конкретно существуют в определенных языках, получая реальное звучание и конкретный характер в зависимости от характера языка. Отсюда практически речь может идти о греческой системе стихосложения, латинской, русской, французской и т. д.
С другой стороны, обе системы стихосложения могут давать и те или иные субсистемы. Так, в пределах качественной, акцентной, говорной системы различаются силлабическая, силлабо-тоническая и тоническая субсистемы, в свою очередь дающие такие модификации, как напр. вольный стих, белый стих. То обстоятельство что носителем ударения в языке является слово, и то что в некоторых языках слово совпадает со слогом, приводит к созданию субсистем, основанных на счете слов (напр. восточное стихосложение, построенное на параллелизме).
Драма как жанр (16)
В драматургии традиционно выделяют три основных жанра: трагедию, комедию и драму.
Драма — литературный и кинематографический жанр, получивший особое распространение в искусстве XVIII—XXI веков. Постепенно вытеснил другой жанр драматургии — трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику.
Драмы изображают, преимущественно, частную жизнь человека и его острый конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.
XVIII век — время мещанской драмы (Дж. Лилло, Д. Дидро, П.-О. Бомарше, Г. Лессинг, ранний Ф. Шиллер).
XIX век — реалистическая драма (Г. Ибсен, Г. Гауптман, А. Стриндберг, А. П. Чехов).
Затем развивается символистская драма, сюрреалистическая драма, экспрессионистическая драма, абсурдистская драма (см. театр абсурда) и др.
Драма — подобно комедии, воспроизводит преи¬мущественно частную жизнь людей, но ее главная цель — не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом. Подобно трагедии, драма тяготеет к воссозданию острых противоречий, но вместе с тем ее конфликты не настолько напряженны и неразрешимы и допускают возможность благополучного окончания, а ее характеры не столь исключительны. Как самостоятельный жанр драма возникает в 18 веке у просветителей («мещанская драма» во Франции и Германии); ее интерес к социальному укладу и быту, нравственным идеалам демократической среды, к психологии «среднего человека» способствовал укреплению реалистических начал в европейском искусстве. В процессе развития драмы ее внутренний драматизм сгущается, благополучная развязка встречается все реже, герой остается обычно в разладе с обществом и самим собой («Гроза», «Бесприданница» Островского, пьесы Чехова, Горького). Драма 19-20 вв. является преимущественно психологической.
Метр и ритм (17)
Ритм (поэзия):
o общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; частным случаем ритма в этом значении является метр;
o реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки в противоположность отвлеченной метрической схеме; в этом значении, наоборот, ритм является частным случаем («ритмической формой», «вариацией», «модуляцией») метра и размера стихотворного;
o Особые стихи, термин, используемый ритмологами.
Метр (греч. το μέτρον, мера), структурная единица стиха, группа стоп, объединённая иктом, главным ритмическим ударением. Метр бывает односложным и двусложным. В анапестических, трохеических и ямбических стихах метр обычно бывает двусложный, состоит из двух стоп (т.н. диподии); напр. три ямбических метра в составе ямбического акаталектического триметра:
U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U—
volés sonare: tú pudica, tú proba (Horatius, Ep. XVII, 41)
В некоторых случаях ямбического и трохеического стиха метр может быть односложным, напр. в ямбическом сенаре:
U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́
Fabúlla: númquid ílla, Páule, péierát? (Martialis, Ep. VI 12, 2)
В дактилических и пр. стихах метр бывает односложный, состоит из одной стопы; напр. четыре дактилических метра в составе дактилического акаталектического тетраметра:
—́UU | —́UU | —́UU | —́U
néc tenerúm Lycidán mirabére (Horatius, Carm. I 4, 19)
В общем смысле метр следует понимать как упорядоченное чередование сильных и слабых мест в стихе. В античном метрическом (квантитативном) стихосложении метр представляет собой чередование долгих и кратких слогов (точнее, слогов, для которых долгота или краткость обязательна, и слогов, для которых долгота или краткость произвольна). В новом силлабо-тоническом стихосложении метр представляет собой чередование ударных и безударных слогов (точнее, слогов, для которых ударность или безударность обязательна, и слогов, для которых ударность или безударность произвольна).
Метр — принципиальная схема стиха. Метр следует отличать от ритма, который задается позицией иктов, главных ритмических ударений, и составляет индивидуальный облик конкретного стиха (строки стихотворения). «Верхним» уровнем организации метров в систему выступает стихотворный размер.
Разновидности эпитета (18)
Эпи́тет (греч. ἐπίθετον — «приложенное») — термин теории литературы: определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («первый друг»), глаголом («желание забыться»).
Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок.
Не имея в теории литературы определённого положения, название «эпитет» прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением, в этимологии — прилагательным; но совпадение это только частичное.
Установленного взгляда на эпитет у теоретиков нет: одни относят его к фигурам, другие ставят его, наряду с фигурами и тропами, как самостоятельное средство поэтической изобразительности; одни отождествляют эпитеты украшающий и постоянный, другие разделяют их; одни считают эпитет элементом исключительно поэтической речи, другие находят его в прозе.
Александр Веселовский («Из истории эпитета» // «Журнал Министерства народного просвещения», 1895, № 12) охарактеризовал несколько моментов истории эпитета, являющейся, однако, лишь искусственно выделенным фрагментом общей истории стиля.
Теория литературы имеет дело только с так называемым украшающим эпитетом (epitheton ornans); название это неверно и ведёт своё происхождение из старой теории, видевшей в приёмах поэтического мышления средства для украшения поэтической речи; но только явления, обозначенные этим названием, представляют собой категорию, выделяемую теорией литературы в термине «эпитет».
Как не всякий эпитет имеет форму грамматического определения, так не всякое грамматическое определение есть эпитет: определение, суживающее объём определяемого понятия, не есть эпитет.
Логика различает суждения синтетические — такие, в которых сказуемое называет признак, не заключённый в подлежащем (эта гора высока) и аналитические — такие, в которых сказуемое лишь повторяет признак, уже имеющийся в подлежащем (люди смертны).
Перенося это различение на грамматические определения, можно сказать, что название эпитета носят лишь аналитические определения: «рассеянная буря», «малиновый берет» не эпитеты, но «ясная лазурь», «длиннотенное копьё», «щепетильный Лондон», «Боже правый» — эпитеты, потому что ясность есть постоянный признак лазури, щепетильность — признак, добытый из анализа представления поэта о Лондоне, и т. д.
Для логики это различение не безусловно, но для психики творящей мысли, для истории языка оно имеет решающее значение.
Эпитет — начало разложения слитного комплекса представлений — выделяет признак, уже данный в определяемом слове, потому что это необходимо для сознания, разбирающегося в явлениях; признак, выделяемый им, может нам казаться несущественным, случайным, но не таким он является для творящей мысли.
Если былина всегда называет седло черкасским, то не для того, чтобы отличить данное седло от других, не черкасских, а потому, что это седло богатыря, лучшее, какое народ-поэт может себе представить: это не простое определение, а приём стилистической идеализации. Как и иные приёмы — условные обороты, типичные формулы — эпитет в древнейшем песенном творчестве легко становится постоянным, неизменно повторяемым при известном слове (руки белые, красна девица) и настолько тесно с ним скрепленным, что даже противоречия и нелепости не побеждают его («руки белые» оказываются у «арапина», царь Калина — «собака» не только в устах его врагов, но и в речи его посла к князю Владимиру).
Это «забвение реального смысла», по терминологии A. H. Вeселовского, есть уже вторичное явление, но и самое появление постоянного эпитета нельзя считать первичным: его постоянство, которое обычно считаетсяпризнаком эпики, эпического миросозерцания, есть результат отбора после некоторого разнообразия.
Возможно, что в эпоху древнейшего (синкретического, лирико-эпического) песенного творчества этого постоянства ещё не было: «лишь позднее оно стало признаком того типически условного — и сословного — миросозерцания и стиля, который мы считаем, несколько односторонне, характерным для эпоса и народной поэзии».
Термин "эпитет" принадлежит к числу наиболее древних филологических терминов, предназначенных для описания выразительных средств, которые используются авторами литературных текстов. Тем удивительнее единство значения, которым этот термин обладает: со времен античных риторик под эпитетом подразумевается выразительное определение, характеризующее предмет или явление. При этом в филологической традиции, восходящей к античности, было принято различать "эпитеты необходимые", epitheton necessarium, которые сообщали о предмете информацию, никак иначе в тексте не представленную, и "эпитеты украшающие", epitheton ornans, не несущие новой предметно-логической информации, однако воздействующие на чувства читателей.
Стихотворная и прозаическая речь (19)
?
Комедия как жанр (20)
Драматургия зародилась еще в античные времена. Уже тогда возникли два важнейших драматических жанра — трагедия и комедия. Комедия строилась в основном на бытовых сюжетах, в основе сюжета лежали забавные недоразумения, ошибки, комические случаи и проч.
Комедия — жанр, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проник¬нуты комическим. Вплоть до классицизма под комедией подразумевалось произведение, противоположное трагедии, с обязательным счастливым концом, ее герои, как правило, были из низшего сословия (см. статью «Классицизм»). Долгое время комедия считалась «низким жанром», и толь¬ко в эпоху Просвещения (начиная с Мольера) это было нарушено признанием «среднего жанра», так называемой «мещанской драмы». В 19 и особенно в 20 веке комедия — свободный и весьма разноликий жанр. Комедия устремлена в первую очередь к осмеянию безобразного («недолжно¬го», противоречащего общественному идеалу или норме): герои комедии внутренне несостоятельны, несообразны, не соответствуют своему положению, предназначению и этим выдаются в жертву смеху, который и развенчивает их, выполняя тем самым свою «идеальную» миссию. Однако и в острой социальной комедии (напр., в «Горе от ума» Гри¬боедова) изображение человеческих страданий («мильон терзаний» Чацкого) допустимо лишь в определенной мере; иначе — сострадание вытесняет смех и комедия преобра¬зуется в драму.
Стихосложение (иначе версификация) употребляется в двух значениях:
1. учение о принципах стихотворной организации речи, т.е. стиховедение;
2. в более точном смысле, конкретный комплекс особенностей организации стихотворной речи, элементов, лежащих в основе конкретной стихотворной системы.
Стопа́ (букв перевод др.-греч. pus или лат. pes — нога, стопа, ступня; ступень; степень) — это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определенном порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).
Cтихотворный размер — правило чередования безударных и ударных слогов в стихе. По традиции, пришедшей из античной поэтики, размер принято определять как последовательность нескольких стоп, одинаковых или различных. Например, приведенное выше стихотворение Ломоносова написано четырехстопным ямбом, то есть имеет следующую метрическую структуру:
__ _́_ • __ _́_ • __ _́_ • __ _́_
где __ — безударный слог, а _́_ — ударный слог.
Однодольный размер
Брахиколон — однодольный размер, при котором в каждой стопе содержится слово, состоящее только из одного слога. Стоп в строке может быть одна, две (как в примере), три или четыре.
Свет, тень.
Ночь, день.
Звук: шаг.
То -- маг.
Тацу Такамаро, «Regeneration»
Двудольные размеры
Хорей — двудольный размер, с ударением на первом слоге в стопе, то есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги. Пример четырехстопного хорея:
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет _́_ __ • _́_ __ • _́_ __ • _́_ __
Ви́хри сне́жные крутя́; _́_ __ • _́_ __ • __ __ • _́_
А. С. Пушкин, «Зимний вечер»
Ямб — двудольный размер, с ударением на последнем слоге в стопе, то есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги. Пример пятистопного ямба:
Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать, __ _́_ • __ __ • __ _́_ • __ _́_ • __ _́_
Но, ка́жется, нам не́ за кем смотре́ть __ _́_ • __ __ • __ _́_ • __ __ • __ _́_
А. С. Пушкин, «Борис Годунов»
Трехдольные размеры
Дактиль — трехдольный размер, с ударением на первом слоге в стопе, то есть в строке ударными являются первый, четвертый, седьмой и т. д. слоги. Пример четырехстопного дактиля:
Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ный, _́_ __ __ • _́_ __ __ • _́_ __ __ • _́_ __
Во́здух уста́лые си́лы бодри́т; _́_ __ __ • _́_ __ __ • _́_ __ __ • _́_
Н. А. Некрасов, «Железная дорога»
Амфибрахий — трехдольный размер, с ударением на втором слоге в стопе, то есть в строке ударными являются второй, пятый, восьмой и т. д. слоги. Пример четырехстопного амфибрахия:
Одна́жды в студе́ную зи́мнюю по́ру __ _́_ __ • __ _́_ __ • __ _́_ __ • __ _́_ __
Я и́з лесу вы́шел; был си́льный моро́з __ _́_ __ • __ _́_ __ • __ _́_ __ • __ _́_
Н. А. Некрасов, «Крестьянские дети»
Анапест — трехдольный размер с ударением на третьем слоге в стопе, то есть в строке ударными являются третий, шестой, девятый и т. д. слоги. Пример трехстопного анапеста:
Я тебе́ ничего́ не скажу́, __ __ _́_ • __ __ _́_ • __ __ _́_
Я тебя́ не встрево́жу ничу́ть __ __ _́_ • __ __ _́_ • __ __ _́_
А. А. Фет, «Я тебе ничего не скажу…»
Логаэд
Все стихотворные размеры, приведенные выше, основаны на последовательности нескольких стоп одного типа. В отличие от них Логаэд — это размер, в строке которого чередуется несколько различных стоп. Например:
Сего́дня дурно́й де́нь: __ _́_ • __ __ _́_ • _́_
Кузне́чиков хо́р спи́т, __ _́_ • __ __ _́_ • _́_
И су́мрачных ска́л се́нь - __ _́_ • __ __ _́_ • _́_
Мрачне́й гробовы́х пли́т. __ _́_ • __ __ _́_ • _́_
О. Мандельштам
Литературный жанр. Эволюция и взаимодействие жанров (13)
ЖАНР - совокупность общих признаков, объединяющих некоторое число произведений:
1. литературный род (эпос, лирика или драма)
2. объем и структура – число персонажей, временные рамки, пространственный охват
3. преобладающая эстетическая тональность, пафос (больше для лирики)
4. характер конфликта (трагический, комический) – больше для драмы
5. тема
6. язык
Генезис – историческое развитие жанра.
Новый конфликт порождает новый жанр (личность и общество – романтическая повесть, роман).
«Память жанра» (Бахтин) – при многочисленных исторических изменениях, но с сохранением жанрообразующих признаков, жанр остается узнаваемым.
Эпос имеет сказовую природу, лирика – песенную и следовательно ритуальную.
Трагедия – первоначально песня с дионисий. Изначально один сюжет – прославление Диониса, затем возникают идеи подстановки. Из этого следует, что изначально жанр прикован к ситуации и нелитературен, а затем происходит его выделение в самостоятельную субстанцию.
Теория малой линии (формалисты): элитарная литература (публичные жанры, общепризнанные произведения, выражающие идеологию эпохи – например: ода, героическая поэма и трагедия классицизма). маргинальная литература формирует иные жанры: дружеская и альбомная поэзия, распространяющаяся по большей части в списках, также пародии на высокие жанры. Затем происходит смена жанровых систем- прежде маргинальная литература становится господствующей (романтизм). Совмещение жанров – признак смены жанровой системы (Деревня Пушкина – идиллия + ода)
ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ
Большие эпические жанры: этопея, роман
Этопея – это героическая поэма. Она возникла в глубокой древности, но впоследствии роман вытеснил ее. Этопеи есть у каждого народа. Классический эпос появляется в дописьменный период.
Античный эпос – универсальная энциклопедия жизни, охватывающая все ее сферы. С возникновением письменности эпос отходит на второй план как устный жанр. Интерес к национальной культуре вернул романтизм. Авторский эпос – «Энеида» Вергилия, заказанная Октавианом (римляне старались создать себе древнюю историю).
Черты эпоса:
7. действия далекого прошлого
8. ключевая роль описываемого исторического события
9. вольное изложение фактов
10. герой бесконфликтен, идеален, в гармонии с обществом, квинтэссенция положительных качеств, универсальность (вплоть до шашлыков Ахилла).
11. объективность, связанная с отдаленностью происходящего
12. принцип детализации, нет разделения на главное и второстепенное
Эпос сменяется романом при формировании индивидуализации. Роман имеет литературное происхождение как порождение письменности. Вымышленная история. роман может использовать внелитературные жанры (письма, путешествия), способен к самопародии (Дон Кихот). Романтизм породил исторический и готический роман, натурализм – роман-исследование на грани с научным. Символистские романы-притчи, порожденные желанием воссоздать целостную картину мира.
Вольтер – «Генриада»
Ломоносов – «Петр Великий»
Харасков – «Россияда»
Все вышеперечисленные произведения написаны по выкройкам древних эпосов.
Общее:
• для эпоса нужен материал, в его роли выступает важное для народа событие;
• герой эпоса – это то лучшее, что есть в обществе, концентрация идеальных национальных черт;
• для эпоса характерна объективность: если герой поступает плохо, то он все равно прав =) ;
• антипсихологизм (термин by Лосев), автор не проникает в мысли героев;
• эпический писатель всегда «тонет» в подробностях, детально предает внешний мир.
Роман появляется в новое время. Появляется внутри литературы! Именно в то время, когда возникает письменность. Роман предназначен для глаз, для чтения.
Роман возникает в период заката культуры. Дитя поздней культуры. Роман, в отличие от эпоса, повествует о личности, которая в чем-то не согласна с обществом. У первых романов в центре любовная история.
Сравн.: Гомер «Илиада» (никто чувств не проявляет!).
Второй источник происхождения романа – циклы новелл.
Закономерно:
От малых форм к большим. Первые романы – новеллы, сращенные между собой наличием общего героя.
Самопародийный жанр.
Пародия на рыцарский роман: «Дон Кихот».
Термин роман.
В античной мире роман называли фабулой. Появился он в средние века, в романских странах. Дословно: большое произведение, написано на «романском» языке (на народном), а не на латыни. Роман был предназначен для масс, он был общедоступен.
Гюэ, «Трактат о возникновении романа». Изначальное предназначение романа: чтение для удовольствия.
Из новых романов: Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль»; Сервантес «Дон Кихот». Сентиментализм дал новый роман: в письмах. Пример: «Опасные связи».
• Романтический роман.
Возникает в эпоху романтизма. Герой всегда обижен, разочарован и все в таком духе… Он создает свой мир и укрывается в нем.
• Авантюрный роман.
Действие переносится из прошлого в современность.
• Натуралистический роман.
Занимательность отсутствует. Пример: «Моби Дик»; Золя – «Деньги», «Творчество», «На-на».
• Психологический роман.
Яркий представитель – Ф.М. Достоевский, XX век.
• Фантастический роман.
Представители: Герберт Уэльс, Жюль Верн, Замятин.
Средние эпические жанры (повесть, хроника)
Особенностью средних эпических жанров является линейность повествования.
Повесть - «средний» жанр эпического рода литературы. По объёму,как правило, меньше романа, но больше рассказа, новеллы. Если в романе центр тяжести лежит в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета, то в повести основная тяжесть переносится нередко на статичные компоненты произведения - положения, душевные состояния, пейзажи, описания и т. п. (напр., «Степь» А. Чехова, «Записки из «Мёртвого дома»» Ф. Достоевского). Разграничить роман и повесть часто бывает достаточно трудно, в западном литературоведении жанр «повесть» не выделяется вовсе (там разделение происходит на две основные категории: «novel» - «роман», и «short story» - «рассказ»).
Хроника - литературный жанр повествовательного или драматического произведения, излагающего исторически достопримечательные события в их временной последовательности, а также повести о частной жизни, использующие приёмы хроникального повествования («Семейная хроника» С. Т. Аксакова).
Сейчас к средним эпическим жанрам относят и дневниковые записи. Дневник стал полноценным художественным жанром.
Малые эпические жанры: басня, очерк, рассказ, новелла
Новелла - малый прозаический жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления - существует точка зрения на новеллу как на разновидность рассказа), но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко пародоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью. Поэтизируя случай, новелла предельно обнажает ядро сюжета, сводит жизненный материал в фокус одного события (напр., ранние рассказы А. Чехова, Н. Гоголя, «Тёмные аллеи» И. Бунина).
Рассказ - малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму текста, прозаическое произведение.
К малым эпическим жанрам относятся рассказ, новелла и очерк.
Новелла (ит. – «новость») относится к новой литературе. Главное ее черта – изощренная сюжетность. Обилие неожиданных поворотов. Пример: новеллы в «Декамероне». Отсутствие психологической разработки характеров, образы протокольны, отсутствие внутреннего монолога, описываемый сюжет экстраординарен. Новелла – динамика, небольшое число лиц. Истоки – в городской культуре Ренессанса, разговорный язык, анекдотический характер. Затем происходит смена жанровой системы, т.е. из маргинальной культуры новелла переходит в господствующую – к ней обращаются образованные Данте, Боккаччо и т.д. Новелла впервые говорит о современности после средневековой литературы, она своего рода вызов отживающей культуре. Разлагаются крупные жанры (рыцарская поэма, роман).
В очерке сюжет уходит на второй план. Очерк – антипод новеллы. Направлен на изучение, исследование характера или предмета. Пример: очерки Мерсье «Картины Парижа» («Аббаты», «Офицеры», «Бульвары»). И наши – Белинский, Григорович, Панаев, Тургенев «Записок охотника». Натуральная школа 40-х стоит у истоков всей романистской традиции.
Рассказ – это нечто среднее между вышеупомянутым. Действие + исследование характеров. До Чехова – необходимое наличие рассказчика, затем – больший упор на психологизм.
ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
изначальная связь с мелодией. Более древняя лирика – хоровая, обрядовая, затем – частная. главным жанрообразующим признаком является чувство. Элегия – воспоминание с оттенком грусти; (средний стиль). ода, гимн, дифирамб – восторг, хвала (высокий стиль); сатира – неприятие, осуждение (низкий стиль); идиллия, буколика – гармония с миром.
ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
стихотворения с событийным рядом наряду с выражением чувств.
крупный – поэма в первоначальном значении (сюжетная)
средний – баллада
малый – романс (на примере Дельвига)
ДРАМАТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
комедия, трагедия, драма
древнейшее происхождение имеет трагедия. комедия возникла позже как пародия на нее. драма как жанр – только с 18 века. традиция дионисий, etc. Катарсис (страдание и страх) – Аристотель. Средневековая мистерия. Возрождение трагедии – Шекспир. Драма – сближение трагедии и комедии, возникает как следствие расширения 3-го сословия во Франции.
Основные системы стихосложения (15)
Системы стихосложения
/ /
квантитативная квалитативная
(метрическая)
В языках с устойчивым ударением применяется Силлабическая система: стихотворения делятся на равные по количеству слогов отрывки.
Тоническая система – одинаковое количество ударений в строфе.
Силлабо-тоника: принцип равного количества ударного при безударном и чередования.
В основе стихотворной речи лежит прежде всего определенный ритмический принцип. Поэтому характеристика конкретного стихосложения состоит прежде всего в определении принципов его ритмической организации, то есть в установлении принципов, строящих стихотворный ритм. С этой точки зрения системы стихосложения распределяются на две основные группы: количественное (квантитативное) стихосложение и качественное (квалитативное) стихосложение.
Ритм речи сам по себе не создает стиха, точно так же как и стих не сводится к собственно ритму. Если, с одной стороны, известная ритмичность вообще присуща речи в силу физиологических причин (вдохи и выдохи, разбивающие речь на более или менее равномерные отрезки), то с другой стороны, четкая ритмическая организация речи возникает напр. в трудовом процессе, в рабочих песнях, фиксирующих и усиливающих ритмичность работы.
Теряя непосредственную связь с трудовым процессом, ритм речи теряет также первоначальное производственное содержание и постепенно приобретает новое, взаимоотносясь с языковыми и музыкальными средствами смысловой выразительности. Стих определяется т.о. не просто ритмической схемой, но взаимодействием ритма и интонации: музыкальной и речевой/смысловой.
В дальнейшем развитии стих освобождается и от музыкальной интонации, от напева, сочетая ритм только со средствами речевой выразительности. Такое удаление стиха от песенности к разговорности вызывается общими социальными условиями, приводящими к развитию индивидуального (позднее письменного) творчества, устраняющими возможность только устного, напевного исполнения художественных произведений, и т. д. Т.о. стих из песенного становится говорным, то есть переходит от музыкально-речевых средств передачи содержания речи к средствам только речевым. Это приводит к существенным изменениям в самих структурных принципах стиха.
Квантитативная (количественная) система стихосложения есть система песенного стиха, при которой ритмические единицы соизмеряются по количеству, долготе «музыкально-совпадающих» элементов. Таково напр. античное или русское народное стихосложение, где в основе ритмической соизмеримости лежит принцип изохронности, временной однородности повторяющихся единиц ритма.
В отличие от квантитативной системы качественные (квалитативные) лишены принципа изохронности и средств музыкальной выразительности вообще. Ритмические единицы здесь соизмеряются по порядку и однородности, в первую очередь по акцентам.
Две стихотворные фразы: 1) «Что́ же ты, лучи́нушка, не я́-а-сно гори́шь» (песенный стих) и 2) «Я ма́ло жи́л, я жи́л в плену́» (говорной стих) отличаются принципиально. В первом случае содержание речи, эмоциональная окраска реализуются не только языковыми средствами, но и музыкальными — изменением тона, растяжением слога и т. п. Во втором случае только речевыми средствами — порядком слов, ударением фразовым, ударением собственно слов.
Очевидно, что квантитативные, то есть музыкально-речевые системы стихосложения более архаичны, чем акцентные, и часто последними заменяются. Так осуществляется переход от античной системы стихосложения к системе средневековья, в которой количественный принцип уступает акцентному. Уже со второй половины IV в. авторы, трактующие системы стихосложения (Диомед, Ars grammatica; Беда Достопочтенный, De metrica arte), противопоставляют классическим «метрам» современные «ритмы» как стихи, ритм которых основан на «гармоническом расположении слов, проверенном судом ушей, не в силу метрической точки зрения [то есть количественной], а под углом зрения счисляемых ударений [то есть акцентов], как это имеет место напр. в песнях простонародных поэтов».
Ритм стиха реализуется только в определенной словесной и интонационно-синтаксической системе. Поэтому рассмотренные выше два основных типа стихосложения конкретно существуют в определенных языках, получая реальное звучание и конкретный характер в зависимости от характера языка. Отсюда практически речь может идти о греческой системе стихосложения, латинской, русской, французской и т. д.
С другой стороны, обе системы стихосложения могут давать и те или иные субсистемы. Так, в пределах качественной, акцентной, говорной системы различаются силлабическая, силлабо-тоническая и тоническая субсистемы, в свою очередь дающие такие модификации, как напр. вольный стих, белый стих. То обстоятельство что носителем ударения в языке является слово, и то что в некоторых языках слово совпадает со слогом, приводит к созданию субсистем, основанных на счете слов (напр. восточное стихосложение, построенное на параллелизме).
Драма как жанр (16)
В драматургии традиционно выделяют три основных жанра: трагедию, комедию и драму.
Драма — литературный и кинематографический жанр, получивший особое распространение в искусстве XVIII—XXI веков. Постепенно вытеснил другой жанр драматургии — трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику.
Драмы изображают, преимущественно, частную жизнь человека и его острый конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.
XVIII век — время мещанской драмы (Дж. Лилло, Д. Дидро, П.-О. Бомарше, Г. Лессинг, ранний Ф. Шиллер).
XIX век — реалистическая драма (Г. Ибсен, Г. Гауптман, А. Стриндберг, А. П. Чехов).
Затем развивается символистская драма, сюрреалистическая драма, экспрессионистическая драма, абсурдистская драма (см. театр абсурда) и др.
Драма — подобно комедии, воспроизводит преи¬мущественно частную жизнь людей, но ее главная цель — не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом. Подобно трагедии, драма тяготеет к воссозданию острых противоречий, но вместе с тем ее конфликты не настолько напряженны и неразрешимы и допускают возможность благополучного окончания, а ее характеры не столь исключительны. Как самостоятельный жанр драма возникает в 18 веке у просветителей («мещанская драма» во Франции и Германии); ее интерес к социальному укладу и быту, нравственным идеалам демократической среды, к психологии «среднего человека» способствовал укреплению реалистических начал в европейском искусстве. В процессе развития драмы ее внутренний драматизм сгущается, благополучная развязка встречается все реже, герой остается обычно в разладе с обществом и самим собой («Гроза», «Бесприданница» Островского, пьесы Чехова, Горького). Драма 19-20 вв. является преимущественно психологической.
Метр и ритм (17)
Ритм (поэзия):
o общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; частным случаем ритма в этом значении является метр;
o реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки в противоположность отвлеченной метрической схеме; в этом значении, наоборот, ритм является частным случаем («ритмической формой», «вариацией», «модуляцией») метра и размера стихотворного;
o Особые стихи, термин, используемый ритмологами.
Метр (греч. το μέτρον, мера), структурная единица стиха, группа стоп, объединённая иктом, главным ритмическим ударением. Метр бывает односложным и двусложным. В анапестических, трохеических и ямбических стихах метр обычно бывает двусложный, состоит из двух стоп (т.н. диподии); напр. три ямбических метра в составе ямбического акаталектического триметра:
U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U—
volés sonare: tú pudica, tú proba (Horatius, Ep. XVII, 41)
В некоторых случаях ямбического и трохеического стиха метр может быть односложным, напр. в ямбическом сенаре:
U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́
Fabúlla: númquid ílla, Páule, péierát? (Martialis, Ep. VI 12, 2)
В дактилических и пр. стихах метр бывает односложный, состоит из одной стопы; напр. четыре дактилических метра в составе дактилического акаталектического тетраметра:
—́UU | —́UU | —́UU | —́U
néc tenerúm Lycidán mirabére (Horatius, Carm. I 4, 19)
В общем смысле метр следует понимать как упорядоченное чередование сильных и слабых мест в стихе. В античном метрическом (квантитативном) стихосложении метр представляет собой чередование долгих и кратких слогов (точнее, слогов, для которых долгота или краткость обязательна, и слогов, для которых долгота или краткость произвольна). В новом силлабо-тоническом стихосложении метр представляет собой чередование ударных и безударных слогов (точнее, слогов, для которых ударность или безударность обязательна, и слогов, для которых ударность или безударность произвольна).
Метр — принципиальная схема стиха. Метр следует отличать от ритма, который задается позицией иктов, главных ритмических ударений, и составляет индивидуальный облик конкретного стиха (строки стихотворения). «Верхним» уровнем организации метров в систему выступает стихотворный размер.
Разновидности эпитета (18)
Эпи́тет (греч. ἐπίθετον — «приложенное») — термин теории литературы: определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («первый друг»), глаголом («желание забыться»).
Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок.
Не имея в теории литературы определённого положения, название «эпитет» прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением, в этимологии — прилагательным; но совпадение это только частичное.
Установленного взгляда на эпитет у теоретиков нет: одни относят его к фигурам, другие ставят его, наряду с фигурами и тропами, как самостоятельное средство поэтической изобразительности; одни отождествляют эпитеты украшающий и постоянный, другие разделяют их; одни считают эпитет элементом исключительно поэтической речи, другие находят его в прозе.
Александр Веселовский («Из истории эпитета» // «Журнал Министерства народного просвещения», 1895, № 12) охарактеризовал несколько моментов истории эпитета, являющейся, однако, лишь искусственно выделенным фрагментом общей истории стиля.
Теория литературы имеет дело только с так называемым украшающим эпитетом (epitheton ornans); название это неверно и ведёт своё происхождение из старой теории, видевшей в приёмах поэтического мышления средства для украшения поэтической речи; но только явления, обозначенные этим названием, представляют собой категорию, выделяемую теорией литературы в термине «эпитет».
Как не всякий эпитет имеет форму грамматического определения, так не всякое грамматическое определение есть эпитет: определение, суживающее объём определяемого понятия, не есть эпитет.
Логика различает суждения синтетические — такие, в которых сказуемое называет признак, не заключённый в подлежащем (эта гора высока) и аналитические — такие, в которых сказуемое лишь повторяет признак, уже имеющийся в подлежащем (люди смертны).
Перенося это различение на грамматические определения, можно сказать, что название эпитета носят лишь аналитические определения: «рассеянная буря», «малиновый берет» не эпитеты, но «ясная лазурь», «длиннотенное копьё», «щепетильный Лондон», «Боже правый» — эпитеты, потому что ясность есть постоянный признак лазури, щепетильность — признак, добытый из анализа представления поэта о Лондоне, и т. д.
Для логики это различение не безусловно, но для психики творящей мысли, для истории языка оно имеет решающее значение.
Эпитет — начало разложения слитного комплекса представлений — выделяет признак, уже данный в определяемом слове, потому что это необходимо для сознания, разбирающегося в явлениях; признак, выделяемый им, может нам казаться несущественным, случайным, но не таким он является для творящей мысли.
Если былина всегда называет седло черкасским, то не для того, чтобы отличить данное седло от других, не черкасских, а потому, что это седло богатыря, лучшее, какое народ-поэт может себе представить: это не простое определение, а приём стилистической идеализации. Как и иные приёмы — условные обороты, типичные формулы — эпитет в древнейшем песенном творчестве легко становится постоянным, неизменно повторяемым при известном слове (руки белые, красна девица) и настолько тесно с ним скрепленным, что даже противоречия и нелепости не побеждают его («руки белые» оказываются у «арапина», царь Калина — «собака» не только в устах его врагов, но и в речи его посла к князю Владимиру).
Это «забвение реального смысла», по терминологии A. H. Вeселовского, есть уже вторичное явление, но и самое появление постоянного эпитета нельзя считать первичным: его постоянство, которое обычно считаетсяпризнаком эпики, эпического миросозерцания, есть результат отбора после некоторого разнообразия.
Возможно, что в эпоху древнейшего (синкретического, лирико-эпического) песенного творчества этого постоянства ещё не было: «лишь позднее оно стало признаком того типически условного — и сословного — миросозерцания и стиля, который мы считаем, несколько односторонне, характерным для эпоса и народной поэзии».
Термин "эпитет" принадлежит к числу наиболее древних филологических терминов, предназначенных для описания выразительных средств, которые используются авторами литературных текстов. Тем удивительнее единство значения, которым этот термин обладает: со времен античных риторик под эпитетом подразумевается выразительное определение, характеризующее предмет или явление. При этом в филологической традиции, восходящей к античности, было принято различать "эпитеты необходимые", epitheton necessarium, которые сообщали о предмете информацию, никак иначе в тексте не представленную, и "эпитеты украшающие", epitheton ornans, не несущие новой предметно-логической информации, однако воздействующие на чувства читателей.
Стихотворная и прозаическая речь (19)
?
Комедия как жанр (20)
Драматургия зародилась еще в античные времена. Уже тогда возникли два важнейших драматических жанра — трагедия и комедия. Комедия строилась в основном на бытовых сюжетах, в основе сюжета лежали забавные недоразумения, ошибки, комические случаи и проч.
Комедия — жанр, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проник¬нуты комическим. Вплоть до классицизма под комедией подразумевалось произведение, противоположное трагедии, с обязательным счастливым концом, ее герои, как правило, были из низшего сословия (см. статью «Классицизм»). Долгое время комедия считалась «низким жанром», и толь¬ко в эпоху Просвещения (начиная с Мольера) это было нарушено признанием «среднего жанра», так называемой «мещанской драмы». В 19 и особенно в 20 веке комедия — свободный и весьма разноликий жанр. Комедия устремлена в первую очередь к осмеянию безобразного («недолжно¬го», противоречащего общественному идеалу или норме): герои комедии внутренне несостоятельны, несообразны, не соответствуют своему положению, предназначению и этим выдаются в жертву смеху, который и развенчивает их, выполняя тем самым свою «идеальную» миссию. Однако и в острой социальной комедии (напр., в «Горе от ума» Гри¬боедова) изображение человеческих страданий («мильон терзаний» Чацкого) допустимо лишь в определенной мере; иначе — сострадание вытесняет смех и комедия преобра¬зуется в драму.
@темы: alma mater, учебное, для Лойсо
ужос какой...